Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новоселовская СОШ №5 имени Героя Советского Союза В.И. Русинова
662430, Красноярский край, Новоселовский район, с. Новоселово, ул. Почтовая, д.1
  • Иванова В.Г. Лаборатория физики Точки роста, как ресурс повышения качества образования

    Ссылки

    Актуальность

    Данная практика представляет опыт использования аналоговое и цифровое оборудование физической лаборатории «Точки роста» , как ресурса повышения качества образования в урочной и внеурочной деятельности. Созданию образовательной среды, где происходит формирование условий, пробуждающих самостоятельную активность учащихся и развитие исследовательских компетенций, творческого, креативного , логического и рационального мышления, переконструирование предыдущих знаний учащихся, проблематизация учебного материала.

    Проблемы, цели, ключевые задачи

    На сегодняшний день учитель, работая в современных условиях, часто сталкивается с проблемами. Изменились требования к современной личности, требуются компетентные, грамотные, креативные, умеющие быстро перестраиваться и принимать решения, мобильные, конкурентоспособные граждане. Нынешний школьник увлечен социальными сетями, виртуальным миром, открыт доступ к интереснейшим материалам в Интернет и это не выходя из дома, появилась возможность создавать 3-D модели, анимации явлений. С другой стороны это крайне низкая мотивация к обучению. Фиксируется уменьшение живого общения между сверстниками, снижением популярности чтения книг и отсутствия концентрации внимания. Поэтому одним из решений проблемы повышения интереса к изучению предметов естественно-научного цикла, а в частности физике является использования оборудования физической лаборатории «Точка роста», которое направлено на создание условий для формирования естественно-научных компетенций.

    Цель: повысить интерес и качества знаний обучающихся по физике, через усиление экспериментальной стороны преподавания, организацией проектно-исследовательской работы в урочное и внеурочное время, используя оборудование физической лаборатории "Точки роста".

    Задачи:

    1. Усилить экспериментальную сторону преподавания.
    2. Изменить КТП с учётом усиления практической части.
    3. Организовать проектно-исследовательскую работу учащихся в урочное и внеурочное время.
    4. Обеспечить сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся с возможность выступления на научно-практических конференциях на различных уровнях.
    5. Создать среду, которая помогает школьнику скорректировать вектор развития, сделать осознанный выбор углубленного изучения физики и осуществления профессионального выбора в будущем.
    6. Повысить качество образовательных результатов.

    Основная идея/суть/базовый принцип

    Основная идея: показать, как используя различное оборудование физической лаборатории «Точки роста», можно создать благоприятную среду, помогающую повысить мотивацию к изучению физики, формирование проектно-исследовательских компетенций, а также выбрать профессиональную деятельность, повысить качество образования , отвечающее требованиям современного общества.

    Лучший способ познания законов физики— это эксперименты . Это то, что побуждает Вас задавать вопросы и выбирать. Эксперимент дает вам нечто, что можно показать и о чем можно поговорить с другими людьми. Они бывают простыми и сложными, абсолютно наглядными и направленными скорее на воображение. В дальнейшем дети, научившиеся экспериментально добывать свои знания, подтверждать свои умозаключения практикой, выходят на олимпиады и Всероссийские конкурсы проектных и исследовательских работ.

    Урочная деятельность. Физическая лаборатория укомплектована стандартным оборудованием - базовый комплект, который позволяет сопровождать теоретический материал практикой, а также обеспечивает возможность расширить содержания школьного курса и углубленного изучения физики, это способствует формированию изобретательского, креативного, критического мышления, исследовательских и проектных навыков, которые неотъемлемая часть нашей жизни и всё объединяется развитием функциональной грамотности, в том числе естественнонаучного направления. 1 группа это оборудование для демонстрационных опытов.

    Оно усиливает наглядность и вызывает интерес учащихся, создавая мотивацию к изучению физики. Можно смоделировать ситуацию и рассмотреть механизм протекания процесса и объяснить с научной точки зрения. Именно посредством фронтального эксперимента достигаются предметные результаты экспериментального характера.

    2 группа оборудование для лабораторных работ (на базе комплектов для ОГЭ). Использование приборов и оборудования с едиными характеристиками позволяет стандартизировать процедуры выполнения экспериментальных заданий на экзамене и обеспечить надежную оценку результатов.

    В состав оборудования входят классические средства измерения (например: динамометры, стрелочные амперметр и вольтметр) и цифровые приборы (например: цифровые весы, секундомер) и датчики давления, движения, температуры, осциллограф. Здесь происходит знакомство со способами измерения физических величин, формируется понимание принципов действия аналоговых измерительных приборов и обеспечивается переход к использованию инструментов цифровой лаборатории. Это позволяет перейти на новый качественный уровень проведения измерений и повысив их точность.

    Оборудование для демонстрационных опытов.

    Оно усиливает наглядность и вызывает интерес учащихся, создавая мотивацию к изучению физики. Можно смоделировать ситуацию и рассмотреть механизм протекания процесса и объяснить с научной точки зрения. Именно посредством фронтального эксперимента достигаются предметные результаты экспериментального характера. Его можно использовать на различных этапах урока.

    С уверенностью могу сказать, что для курса 7-9 кл к каждому уроку используя оборудования точки роста, Вы можете подобрать практическую работу. Также изучила обновленный ФГОС 7-9кл по физике, где увеличена практическая часть, на 100 % гарантирую, что у Вас не возникнет проблем при реализации данной программы.

    Лабораторная работа. Исследовательская лабораторная работа является одной из главных форм урока физики. Выполняет она важнейшую задачу «добывания» знаний самими детьми с помощью правильных, научных методов. При выполнении лабораторной работы «Определение температуры кристаллизации и удельной теплоты плавления» 10 класс базовый уровень, был разработан рабочий лист , лист самооценивания, инструкция. Почему рабочий лист, а не воспользоваться готовым описанием работы в учебнике. Несмотря на то что на обложке стоит надпись ФГОС до сих пор сохраняется некая традиционность т.е « мы проверяем то, что написано в учебнике и выучено, или не выучено детьми к концу «прохождения» материала. Хочется изменить принцип , чтобы дети сами формулировали научную истину на основе своих усилий как умственных, так и физических, что неизбежно делает предмет интереснее и доступнее для учащихся. Ребята после работы были удивлены, что простое явление, а насколько оно интересное!

    Научились:

    -соотносить гипотезу и полученный результат;

    - научиться строить и анализировать график;

    - оценивать результат эксперимента и делать выводы;

    Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

    Умение строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.

    Цифровое оборудование. Весы, секундомер, датчики….это позволяет перейти на новый качественный уровень проведения измерений и повысив их точность. Автоматизировать рутинные процедуры, электронный отчет.

    Внеурочная деятельность и допобразование. Через внеурочную деятельность реализуются программы, которые имеют практическую направленность для 4-11кл. («Использование физического практикума при решении заданий по подготовке к ГИА») задания №17 в ОГЭ предусматривает работу с реальным оборудованием. На сегодняшний день спектр работ расширился и составляет больше 40 вариантов, большинство из них носят исследовательский характер. «Открой мир заново» «Детективное агентство «Элементарно»» эта исследовательская игра, в которой присутствуют «научные факты». Она поможет самореализоваться каждому школьнику, а также научиться работать в команде единомышленников; «Методы решения задач по физике» 9-11кл здесь акцент на графический и аналитический метод.

    для 4-кл программа допобразования «Наука в опытах и экспериментах» по модулям: химия, биология, география, физика и астрономия. Введение этого курса, было обусловлено изменением, которые произошли во ФГОС, а именно нынешние пятиклассникам, через 2 года нужно будет сделать осознанный выбор уровня изучения предметов естественно-научного цикла: базовый или углубленный. Также этот курс поможет стать настоящим экспериментатором и исследователем.

    Результат. Год работы физической лаборатории «Точки роста» принёс свой результат.

    1. По результатам КДР -8 по естествознанию за 2022г наблюдается динамика во всех группах умений. Это первый шаг к цели. Очень хорошо сработали командой учителей биологии, химии, физики.
    2. ГИА-9 70% выполнения качественной задачи
    3. Качество выполнения практических и лабораторных работ улучшалось. Есть положительная динамика изменений в качестве проведения исследований.
    4. Увеличена доля практических работ 7-9кл-30%, 10-11кл-40%
    5. Возможность в практике выполнения качественных задач, уход от теории.
    6. Разнообразие внеурочных программ, имеющие практическую направленность.
    7. Участие в онлайн исследованиях на онлайн платформе Глоболаб
    8. Активно принимаем участие Всероссийской лабораторной работе по физике, Всероссийский урок по астрономии, Всероссийская космическая лабораторная работа для этого нужно иметь определенное лабораторное оборудование.
    9. 100% охват 4классников программой допобразования «Наука в опытах и экспериментах».
    10. Увеличилась доля участников ВОШ по физике, астрономии. 2022г призер на муниципальном уровне.
    11. Стали лауреатами «Приключение исследователя» командная онлайн игра от МАН «Интеллект будущего», Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России».
    12. Осознанный выбор 10 классниками профиля обучения по физике, мотивированная группа учащихся.
    13. Школа космонавтики, физ-мат, школа интеллектуального роста для одаренных детей-3чел.

    Средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализации практики

    Использую проектные методики, исследовательские методы. Разрабатываю рабочий лист для практических и лабораторных работ.Мониторинг учебного процесса. Практикоориентированные задания в формате PISA. Метод lap book - отличный способ закрепить определенную тему, и даже провести исследовательскую работу, ведь во время создания lap book, ученик ищет материал и анализирует информацию. Домашние задания перестают быть скучными. Lap book помогает визуализировать изучаемый материал, лучше понять его и запомнить, так как здесь задействованы и мелкая моторика, и зрительная память. Методы мотивации и стимулирования учащихся (создание проблемной ситуации, частично-поисковая деятельность, коллективная исследовательская деятельность, создание ситуации взаимопомощи).

    Успешно применяю в своей работе современные информационные технологии, использую цифровые образовательные платформы ЯКласс, Учи.ру, РЭШ, «Решу ЕГЭ». Интернет ресурсы «Открытая Физика», «ГлобалЛаб», «Цифровой образовательный контент». Онлайн инструменты Quizizz, learningapps, LiveWorkSheets, Padlet и вовлекаю учащихся. Эффективно использую социальную сеть «ВКонтакте», в которой создала сообщества по физике 7-11кл для детей и родителей, как образовательную площадку. Родительское собрание: «Вместе в будущее», для родителей, учащихся профильной группы по физике-10кл. Одна из задач которого, состоит в актуализации процесса профессионального и личностного самоопределения старшеклассников.

    Результаты (образовательные и прочие)

    1. Повысят мотивацию и интерес к предмету.
    2. Приобретут опыт проведения исследования.
    3. Улучшение качество выполнения практической части и качественных задач ГИА-9.
    4. Учащиеся будут иметь базовый и продвинутый уровни сформированности исследовательской, учебно – познавательной, коммуникативной компетенций.
    5. Динамика формирования естественнонаучной грамотности.
    6. Увеличение доли учащихся занимающихся проектно-исследовательской деятельностью.
    7. Рост численности выпускников поступающих на специальности технической направленности.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie