Иванова В.Г. Лаборатория физики Точки роста, как ресурс повышения качества образования
Ссылки
Актуальность
Проблемы, цели, ключевые задачи
На сегодняшний день учитель, работая в современных условиях, часто сталкивается с проблемами. Изменились требования к современной личности, требуются компетентные, грамотные, креативные, умеющие быстро перестраиваться и принимать решения, мобильные, конкурентоспособные граждане. Нынешний школьник увлечен социальными сетями, виртуальным миром, открыт доступ к интереснейшим материалам в Интернет и это не выходя из дома, появилась возможность создавать 3-D модели, анимации явлений. С другой стороны это крайне низкая мотивация к обучению. Фиксируется уменьшение живого общения между сверстниками, снижением популярности чтения книг и отсутствия концентрации внимания. Поэтому одним из решений проблемы повышения интереса к изучению предметов естественно-научного цикла, а в частности физике является использования оборудования физической лаборатории «Точка роста», которое направлено на создание условий для формирования естественно-научных компетенций.
Цель: повысить интерес и качества знаний обучающихся по физике, через усиление экспериментальной стороны преподавания, организацией проектно-исследовательской работы в урочное и внеурочное время, используя оборудование физической лаборатории "Точки роста".
Задачи:
- Усилить экспериментальную сторону преподавания.
- Изменить КТП с учётом усиления практической части.
- Организовать проектно-исследовательскую работу учащихся в урочное и внеурочное время.
- Обеспечить сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся с возможность выступления на научно-практических конференциях на различных уровнях.
- Создать среду, которая помогает школьнику скорректировать вектор развития, сделать осознанный выбор углубленного изучения физики и осуществления профессионального выбора в будущем.
- Повысить качество образовательных результатов.
Основная идея/суть/базовый принцип
Основная идея: показать, как используя различное оборудование физической лаборатории «Точки роста», можно создать благоприятную среду, помогающую повысить мотивацию к изучению физики, формирование проектно-исследовательских компетенций, а также выбрать профессиональную деятельность, повысить качество образования , отвечающее требованиям современного общества.
Лучший способ познания законов физики— это эксперименты . Это то, что побуждает Вас задавать вопросы и выбирать. Эксперимент дает вам нечто, что можно показать и о чем можно поговорить с другими людьми. Они бывают простыми и сложными, абсолютно наглядными и направленными скорее на воображение. В дальнейшем дети, научившиеся экспериментально добывать свои знания, подтверждать свои умозаключения практикой, выходят на олимпиады и Всероссийские конкурсы проектных и исследовательских работ.
Урочная деятельность. Физическая лаборатория укомплектована стандартным оборудованием - базовый комплект, который позволяет сопровождать теоретический материал практикой, а также обеспечивает возможность расширить содержания школьного курса и углубленного изучения физики, это способствует формированию изобретательского, креативного, критического мышления, исследовательских и проектных навыков, которые неотъемлемая часть нашей жизни и всё объединяется развитием функциональной грамотности, в том числе естественнонаучного направления. 1 группа это оборудование для демонстрационных опытов.
Оно усиливает наглядность и вызывает интерес учащихся, создавая мотивацию к изучению физики. Можно смоделировать ситуацию и рассмотреть механизм протекания процесса и объяснить с научной точки зрения. Именно посредством фронтального эксперимента достигаются предметные результаты экспериментального характера.
2 группа оборудование для лабораторных работ (на базе комплектов для ОГЭ). Использование приборов и оборудования с едиными характеристиками позволяет стандартизировать процедуры выполнения экспериментальных заданий на экзамене и обеспечить надежную оценку результатов.
В состав оборудования входят классические средства измерения (например: динамометры, стрелочные амперметр и вольтметр) и цифровые приборы (например: цифровые весы, секундомер) и датчики давления, движения, температуры, осциллограф. Здесь происходит знакомство со способами измерения физических величин, формируется понимание принципов действия аналоговых измерительных приборов и обеспечивается переход к использованию инструментов цифровой лаборатории. Это позволяет перейти на новый качественный уровень проведения измерений и повысив их точность.
Оборудование для демонстрационных опытов.
Оно усиливает наглядность и вызывает интерес учащихся, создавая мотивацию к изучению физики. Можно смоделировать ситуацию и рассмотреть механизм протекания процесса и объяснить с научной точки зрения. Именно посредством фронтального эксперимента достигаются предметные результаты экспериментального характера. Его можно использовать на различных этапах урока.
С уверенностью могу сказать, что для курса 7-9 кл к каждому уроку используя оборудования точки роста, Вы можете подобрать практическую работу. Также изучила обновленный ФГОС 7-9кл по физике, где увеличена практическая часть, на 100 % гарантирую, что у Вас не возникнет проблем при реализации данной программы.
Лабораторная работа. Исследовательская лабораторная работа является одной из главных форм урока физики. Выполняет она важнейшую задачу «добывания» знаний самими детьми с помощью правильных, научных методов. При выполнении лабораторной работы «Определение температуры кристаллизации и удельной теплоты плавления» 10 класс базовый уровень, был разработан рабочий лист , лист самооценивания, инструкция. Почему рабочий лист, а не воспользоваться готовым описанием работы в учебнике. Несмотря на то что на обложке стоит надпись ФГОС до сих пор сохраняется некая традиционность т.е « мы проверяем то, что написано в учебнике и выучено, или не выучено детьми к концу «прохождения» материала. Хочется изменить принцип , чтобы дети сами формулировали научную истину на основе своих усилий как умственных, так и физических, что неизбежно делает предмет интереснее и доступнее для учащихся. Ребята после работы были удивлены, что простое явление, а насколько оно интересное!
Научились:
-соотносить гипотезу и полученный результат;
- научиться строить и анализировать график;
- оценивать результат эксперимента и делать выводы;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Умение строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
Цифровое оборудование. Весы, секундомер, датчики….это позволяет перейти на новый качественный уровень проведения измерений и повысив их точность. Автоматизировать рутинные процедуры, электронный отчет.
Внеурочная деятельность и допобразование. Через внеурочную деятельность реализуются программы, которые имеют практическую направленность для 4-11кл. («Использование физического практикума при решении заданий по подготовке к ГИА») задания №17 в ОГЭ предусматривает работу с реальным оборудованием. На сегодняшний день спектр работ расширился и составляет больше 40 вариантов, большинство из них носят исследовательский характер. «Открой мир заново» «Детективное агентство «Элементарно»» эта исследовательская игра, в которой присутствуют «научные факты». Она поможет самореализоваться каждому школьнику, а также научиться работать в команде единомышленников; «Методы решения задач по физике» 9-11кл здесь акцент на графический и аналитический метод.
для 4-кл программа допобразования «Наука в опытах и экспериментах» по модулям: химия, биология, география, физика и астрономия. Введение этого курса, было обусловлено изменением, которые произошли во ФГОС, а именно нынешние пятиклассникам, через 2 года нужно будет сделать осознанный выбор уровня изучения предметов естественно-научного цикла: базовый или углубленный. Также этот курс поможет стать настоящим экспериментатором и исследователем.
Результат. Год работы физической лаборатории «Точки роста» принёс свой результат.
- По результатам КДР -8 по естествознанию за 2022г наблюдается динамика во всех группах умений. Это первый шаг к цели. Очень хорошо сработали командой учителей биологии, химии, физики.
- ГИА-9 70% выполнения качественной задачи
- Качество выполнения практических и лабораторных работ улучшалось. Есть положительная динамика изменений в качестве проведения исследований.
- Увеличена доля практических работ 7-9кл-30%, 10-11кл-40%
- Возможность в практике выполнения качественных задач, уход от теории.
- Разнообразие внеурочных программ, имеющие практическую направленность.
- Участие в онлайн исследованиях на онлайн платформе Глоболаб
- Активно принимаем участие Всероссийской лабораторной работе по физике, Всероссийский урок по астрономии, Всероссийская космическая лабораторная работа для этого нужно иметь определенное лабораторное оборудование.
- 100% охват 4классников программой допобразования «Наука в опытах и экспериментах».
- Увеличилась доля участников ВОШ по физике, астрономии. 2022г призер на муниципальном уровне.
- Стали лауреатами «Приключение исследователя» командная онлайн игра от МАН «Интеллект будущего», Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России».
- Осознанный выбор 10 классниками профиля обучения по физике, мотивированная группа учащихся.
- Школа космонавтики, физ-мат, школа интеллектуального роста для одаренных детей-3чел.
Средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализации практики
Использую проектные методики, исследовательские методы. Разрабатываю рабочий лист для практических и лабораторных работ.Мониторинг учебного процесса. Практикоориентированные задания в формате PISA. Метод lap book - отличный способ закрепить определенную тему, и даже провести исследовательскую работу, ведь во время создания lap book, ученик ищет материал и анализирует информацию. Домашние задания перестают быть скучными. Lap book помогает визуализировать изучаемый материал, лучше понять его и запомнить, так как здесь задействованы и мелкая моторика, и зрительная память. Методы мотивации и стимулирования учащихся (создание проблемной ситуации, частично-поисковая деятельность, коллективная исследовательская деятельность, создание ситуации взаимопомощи).
Успешно применяю в своей работе современные информационные технологии, использую цифровые образовательные платформы ЯКласс, Учи.ру, РЭШ, «Решу ЕГЭ». Интернет ресурсы «Открытая Физика», «ГлобалЛаб», «Цифровой образовательный контент». Онлайн инструменты Quizizz, learningapps, LiveWorkSheets, Padlet и вовлекаю учащихся. Эффективно использую социальную сеть «ВКонтакте», в которой создала сообщества по физике 7-11кл для детей и родителей, как образовательную площадку. Родительское собрание: «Вместе в будущее», для родителей, учащихся профильной группы по физике-10кл. Одна из задач которого, состоит в актуализации процесса профессионального и личностного самоопределения старшеклассников.
Результаты (образовательные и прочие)
- Повысят мотивацию и интерес к предмету.
- Приобретут опыт проведения исследования.
- Улучшение качество выполнения практической части и качественных задач ГИА-9.
- Учащиеся будут иметь базовый и продвинутый уровни сформированности исследовательской, учебно – познавательной, коммуникативной компетенций.
- Динамика формирования естественнонаучной грамотности.
- Увеличение доли учащихся занимающихся проектно-исследовательской деятельностью.
- Рост численности выпускников поступающих на специальности технической направленности.