Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новоселовская СОШ №5 имени Героя Советского Союза В.И. Русинова
662430, Красноярский край, Новоселовский район, с. Новоселово, ул. Почтовая, д.1
  • Арбузова Н.П. Индивидуальный образовательный маршрут ученика как средство формирования предметных и метапредметных компетенций

    Ссылки

    Актуальность

    Актуальность использования в организации учебной деятельности ИОМ обусловлена следующими аспектами:

    - возможностью создания благоприятных условий формирования предметных результатов в разноуровневых классах для 100% обучающихся , связанной с обеспечением индивидуальной траектории освоения программного материала;

    - обеспечением реализации требований ФГОС ОО и СО в части использования на уроке системно-деятельностного подхода ,связанным с применением методик КСО(коллективной системы обучения);

    - формированием метапредметных результатов, связанных с умением анализировать собственные и внешние ресурсы, умением целеполагания и формулирования тактических задач, умением планирования свой деятельности и рефлексии результатов; умением вести диалог и договариваться с партнером ;

    - формированием личностных результатов, связанных с умением саморегуляции, развитем эмпатии, умением организоваать бесконфликтное общение .

    Проблемы, цели, ключевые задачи

    Проблема: наличие противоречия между требованиями ФГОС ОО(СО) об индивидуализации образовательного процесса и классно-урочной системы преподавания.Противоречие заключается в том. что при условии разноуровневого класса невозможно в рамках строго отведенного программой времени обеспечить всем обучающимся качество освоения предметного материала и формирования метапредметных компетенций.

    Как бы ни стралася учитель, учебный процесс будет иметь "крен" или в сторону учеников, имеющих высокий уровень развития и мотивации, или в сторону обучающихся с низким/средним уровнем развития и мотивации, что влечет за собой формализацию обучения для "слабых" обучающихся или учебную "стагнацию" для "сильных" учеников.

    Цель: организовать учебное пространство так,чтобы у обучающихся была возможность "построить" свой образовательный маршрут в рамках изучения предмета, связаный с выбором уровня освоения темы, количеством изучаемых тем,местом и временем изучения теоретического материала и практических тренировок,способом предъявления результата, форматом организации учебного взаимодействия.

    Задачи:

    1.Корректировка рабочей программы по предмету с учетом подходов блочно-модульного обучения.

    2.Оформление системы дидактических кейсов, обеспечивающих полный цикл реализации каждого блока/раздела программы.

    3.Организация единого урочного и внеурочного пространства в рамках временного контекста освоения программного материала по предмету.

    4. Организация единого очного и дистанционного пространства взаимодействия между учеником/учеником и учеником/учителем в рамках деятельностного контекста освоения программного материала по предмету.

    5.Изучение и применение в учебной практике способов обучения,связанных с организацией индивидуальной, парной и групповой видов работы обучающихся.

    Основная идея/суть/базовый принцип

    Основная идея образовательной практики связана с построением урока на основе организации работы разноуровневых групп обучающихся по разным траекториям внутри одного образовательного маршрута.Работа групп объединена только временем освоения предметного блока/модуля и предъявления результата .Изучение каждого предметного блока\модуля циклично и основано на единых принципах организации осовения предметного материала:

    Первый этап - установочный урок - знакомство с образовательным маршрутом освоения блока/модуля, включающим в себя следующие элементы: время осовения всего блока/модуля, время осовения ключевых тем, предметные результаты в контексте "знать/уметь", требования к теории и практике , формат контроля результата итоговогоо и по отдельным темам; самодиагностика, составления своего маршрута изучения раздела .

    Основной этап - цикл уроков , связанных с освоением предметного материала блока/модуля.ученик имеет возможность выбрать:

    - формат осовения(на каждый конкретный урок)материала: один, в паре, в группе;

    - объем выполненного на уроке и дома;

    - формат предъявления результата: устно,письменно,комбинированно, очно, дистанционно;

    - уровень контроля: базовый, высокий.

    Заключительный этап - этап итогового контроля освоения предметного материала блока/модуля и развития метапредметных компетенций через игровые формы урока

    Средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализации практики

    Практика реализуется на основе использования следующих средств:

    - блочно-модульное обучение( в контексте формата оформления рабочей программы и элементов содержания);

    - методы КСО(алгоритмы организации деятельности в паре, группе)

    Результаты (образовательные и прочие)

    Результаты ближайшей зоны развития:

    - положительная динамика в рамках успеваеости и качества освоения предмета;

    - положительная динамика в рамках формирования учебной мотивации.

    Перспективные результаты(возможные эффекты)в рамках реализации практики:

    -обучающиеся сформируют (или будут иметь возможность формирования)метапредметные умения, связанные с анализом собственных ресурсов , анализом внешних ресурсов;

    - обучающиеся сформируют (или будут иметь возможность формирования)метапредметные умения, связанные с планированием деятельности;

    - обучающиеся сформируют (или будут иметь возможность формирования)метапредметные умения,связанные с коммуникацией;

    - обучающиеся сформируют (или будут иметь возможность формирования)личностных результатов, связанных взаимодействием между людьми

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie