1. Образовательная программа раздела № 3 «Морфология и орфография. Глагол» – 6 класс
Арбузова Н.П. Индивидуальный образовательный маршрут ученика как средство формирования предметных и метапредметных компетенций
Ссылки
Актуальность
Актуальность использования в организации учебной деятельности ИОМ обусловлена следующими аспектами:
- возможностью создания благоприятных условий формирования предметных результатов в разноуровневых классах для 100% обучающихся , связанной с обеспечением индивидуальной траектории освоения программного материала;
- обеспечением реализации требований ФГОС ОО и СО в части использования на уроке системно-деятельностного подхода ,связанным с применением методик КСО(коллективной системы обучения);
- формированием метапредметных результатов, связанных с умением анализировать собственные и внешние ресурсы, умением целеполагания и формулирования тактических задач, умением планирования свой деятельности и рефлексии результатов; умением вести диалог и договариваться с партнером ;
- формированием личностных результатов, связанных с умением саморегуляции, развитем эмпатии, умением организоваать бесконфликтное общение .
Проблемы, цели, ключевые задачи
Проблема: наличие противоречия между требованиями ФГОС ОО(СО) об индивидуализации образовательного процесса и классно-урочной системы преподавания.Противоречие заключается в том. что при условии разноуровневого класса невозможно в рамках строго отведенного программой времени обеспечить всем обучающимся качество освоения предметного материала и формирования метапредметных компетенций.
Как бы ни стралася учитель, учебный процесс будет иметь "крен" или в сторону учеников, имеющих высокий уровень развития и мотивации, или в сторону обучающихся с низким/средним уровнем развития и мотивации, что влечет за собой формализацию обучения для "слабых" обучающихся или учебную "стагнацию" для "сильных" учеников.
Цель: организовать учебное пространство так,чтобы у обучающихся была возможность "построить" свой образовательный маршрут в рамках изучения предмета, связаный с выбором уровня освоения темы, количеством изучаемых тем,местом и временем изучения теоретического материала и практических тренировок,способом предъявления результата, форматом организации учебного взаимодействия.
Задачи:
1.Корректировка рабочей программы по предмету с учетом подходов блочно-модульного обучения.
2.Оформление системы дидактических кейсов, обеспечивающих полный цикл реализации каждого блока/раздела программы.
3.Организация единого урочного и внеурочного пространства в рамках временного контекста освоения программного материала по предмету.
4. Организация единого очного и дистанционного пространства взаимодействия между учеником/учеником и учеником/учителем в рамках деятельностного контекста освоения программного материала по предмету.
5.Изучение и применение в учебной практике способов обучения,связанных с организацией индивидуальной, парной и групповой видов работы обучающихся.
Основная идея/суть/базовый принцип
Основная идея образовательной практики связана с построением урока на основе организации работы разноуровневых групп обучающихся по разным траекториям внутри одного образовательного маршрута.Работа групп объединена только временем освоения предметного блока/модуля и предъявления результата .Изучение каждого предметного блока\модуля циклично и основано на единых принципах организации осовения предметного материала:
Первый этап - установочный урок - знакомство с образовательным маршрутом освоения блока/модуля, включающим в себя следующие элементы: время осовения всего блока/модуля, время осовения ключевых тем, предметные результаты в контексте "знать/уметь", требования к теории и практике , формат контроля результата итоговогоо и по отдельным темам; самодиагностика, составления своего маршрута изучения раздела .
Основной этап - цикл уроков , связанных с освоением предметного материала блока/модуля.ученик имеет возможность выбрать:
- формат осовения(на каждый конкретный урок)материала: один, в паре, в группе;
- объем выполненного на уроке и дома;
- формат предъявления результата: устно,письменно,комбинированно, очно, дистанционно;
- уровень контроля: базовый, высокий.
Заключительный этап - этап итогового контроля освоения предметного материала блока/модуля и развития метапредметных компетенций через игровые формы урока
Средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализации практики
Практика реализуется на основе использования следующих средств:
- блочно-модульное обучение( в контексте формата оформления рабочей программы и элементов содержания);
- методы КСО(алгоритмы организации деятельности в паре, группе)
Результаты (образовательные и прочие)
Результаты ближайшей зоны развития:
- положительная динамика в рамках успеваеости и качества освоения предмета;
- положительная динамика в рамках формирования учебной мотивации.
Перспективные результаты(возможные эффекты)в рамках реализации практики:
-обучающиеся сформируют (или будут иметь возможность формирования)метапредметные умения, связанные с анализом собственных ресурсов , анализом внешних ресурсов;
- обучающиеся сформируют (или будут иметь возможность формирования)метапредметные умения, связанные с планированием деятельности;
- обучающиеся сформируют (или будут иметь возможность формирования)метапредметные умения,связанные с коммуникацией;
- обучающиеся сформируют (или будут иметь возможность формирования)личностных результатов, связанных взаимодействием между людьми